среда, 21 сентября 2016 г.

Новгородский “Магнит” оказывает давление на профком

В Великом Новгороде 15 сентября прошел пикет против притеснения профорганизации распределительного центра АО “Тандер”. Причинами акции стали нарушения прав работников предприятия, гонения на профлидеров и угрозы увольнения рядовых членов профсоюза, которые вынуждены скрывать свою принадлежность к организации. Об этом “Солидарности” рассказал председатель областного отделения партии “Союз Труда” Сергей Ян, ставший одним из организаторов пикета.

ПСИХОЛОГИ В СОЦПАКЕТЕ


15 сентября в Великом Новгороде прошел пикет в защиту профсоюзной организации распределительного центра АО “Тандер” (компания владеет сетью магазинов “Магнит”). Поводом для акции послужили заявления профактива о давлении со стороны работодателя. Что примечательно, организатором пикета выступили не работники распределительного центра (РЦ), а областное отделение партии “Союз Труда” во главе с его председателем Сергеем Яном.

Из двенадцати членов первички на пикете присутствовали, по данным “Солидарности”, только председатель профкома Алексей Суриков, его зам и еще один работник. (Заместитель Сурикова, к слову, недавно был уволен с предприятия.) В пикете, организованном напротив местного офиса “Тандера”, стоял также председатель Новгородского обкома профсоюза работников потребкооперации и предпринимательства Вячеслав Лобко. Остальные шестеро участников акции - из партии (Сергей Ян также является председателем обкома Росхимпрофсоюза). Отсутствие членов профсоюза из РЦ АО “Тандер” косвенно свидетельствует: те не хотят показывать руководству, что состоят в первичке. Это предположение подтверждает Алексей Суриков.

По его словам, в профорганизации с момента ее создания в мае этого года состояли максимум 12 человек. Почти все они вынуждены были под страхом давления скрывать от работодателя, что состоят в профсоюзе. Членские взносы до сих пор собираются в обход бухгалтерии предприятия. Недавно из РЦ был уволен заместитель председателя профкома - как считают в профсоюзе, незаконно; в настоящее время готовится иск в суд.

- Одиннадцатого августа мы поставили в известность работодателя письмом [о том, что на предприятии создана профорганизация]. Директор стал требовать, чтобы ему предоставили список тех, кто состоит в организации. [Но] многие еще боятся, что на них будут оказывать давление. Запугивают, - рассказывает Суриков.

Тем не менее, некоторые имена работодатель все-таки узнал. Предпрофкома предполагает, что сотрудники службы безопасности РЦ могли взломать его шкафчик в раздевалке и найти там ведомость по сборам профвзносов за июль (в ней на тот момент значились имена шестерых работников; трое из них были ранее “засвечены” в протоколе учредительного собрания профорганизации).

- У меня вскрыли шкафчик. Скорее всего, это сделали сотрудники безопасности. Они прямо охоту развернули за списками, спрашивали многих: вдруг знают, состоит кто или нет. Буквально допросы делали, - вспоминает Суриков. - И даже два психолога специально из Краснодара приезжали. Вызывали людей посреди смены, по одному человеку к себе в кабинет на беседы. Спрашивали сначала, что не устраивает на предприятии. Потом плавно подводили к профсоюзу: почему создали, состоишь ты в нем или нет. Сильного давления не оказывали, но как-то обрабатывали психологически.

Результатом таких бесед в профсоюзе считают встречу троих работников с Суриковым и Лобко у здания Новгородской федерации профсоюзов 26 августа. Предпрофкома назначил встречу работнику, пожелавшему выйти из организации, но прибыли сразу трое - все с заявлениями. Место было выбрано не зря: документы первички, которая на предприятии не имеет своего угла, кроме ненадежного шкафчика в раздевалке, хранятся в обкоме профсоюза. Как вспоминает Вячеслав Лобко, работники приехали вместе и в сопровождении кого-то из администрации. “Конвоира” Алексей Суриков называет “их мастером”.

- Приехали под “конвоем” руководства трое работников с одинаковыми заявлениями о выходе из профсоюза, - говорит Вячеслав Лобко. - После обработки психологов один из работников даже сказал мне: “Я выйду из профсоюза и лучше вступлю в ИГИЛ” (эта террористическая организация запрещена в России. - Ред.). То есть так морально надавили.

ПОДАВИТЬ ДАВЛЕНИЕ


Речь, правда, не только о моральном давлении или каких-то паранормальных способностях краснодарских психологов. Троим раскрытым членам профсоюза, утверждает предпрофкома, запретили подрабатывать в выходные дни. Пусть, как утверждается, эти подработки оплачивались не в положенном двойном размере, лишиться их было жалко. В итоге сотрудники привезли к Дому профсоюзов заявления… Сейчас двое из них в отпусках, что может предвещать грядущие увольнения, несмотря на вероятную сделку. Такой исход не был бы удивительным - похожая история приключилась с замом Алексея Сурикова.

- Зама моего уволили. Его вроде как подловили на том, что якобы с перегаром пришел. (Пьяным человек не был, настаивает Суриков, но какой-то запах мог быть “после выходных”.) Сначала начали давить на то, что уволят по статье, и предложили ему выйти из профсоюза. То есть такое условие было поставлено: ты выходишь из профсоюза и будешь дальше работать. Он написал заявление о выходе и пошел работать, но через час или полтора его все равно вызвали в кабинет начальника и сказали, чтобы он написал заявление об уходе, - рассказывает предпрофкома.

Уволенный, судя по всему, был обманут дважды. По словам Вячеслава Лобко, хотя тот и написал заявление, как ему сказали, “по собственному”, с работы зам вылетел все-таки по статье. В профсоюзе считают процедуру увольнения не соблюденной и собираются защищать интересы пострадавшего в суде (при юридической поддержке Новгородской федерации профсоюзов). Хотя, признается Лобко, выиграть иск в данной ситуации будет очень непросто.

Сам предпрофкома, к слову, ожидает в ближайшее время получить второе дисциплинарное взыскание и вместе с ним - уведомление об увольнении с должности кладовщика-отборщика. Хотя вменяемые ему нарушения техники безопасности, уверяет Суриков, даже никак не были зафиксированы. Выговоры и возможное увольнение тоже станут предметами судебного разбирательства, обещают профлидеры.

Вячеслав Лобко добавляет, что ситуацию в РЦ будет разбирать московское представительство Международной организации труда. Речь идет не только о давлении на профсоюз: на пикете 15 сентября звучали слова о “серых” зарплатах, незаконных взысканиях штрафов, сокрытии руководством от работников положений о премировании, наконец, о том, что сотрудников заставляют оформлять производственные травмы как бытовые.

После акции протеста Вячеславу Лобко удалось пройти в здание администрации предприятия для встречи с директором РЦ Михаилом Денисенко. Однако последний, говорит профлидер, “был, но уехал срочно на какие-то переговоры”. Профсоюз обещает продолжать пикеты до победного конца.

ПРАВА НА РАЗВЕС


Описанная проблема касается только первички в Новгороде, но, увы, носит системный характер. Ранее “Солидарность” уже разбирала случаи давления на профсоюзы в крупных торговых сетях:

Парнас в низком штиле


В "Солидарности" № 1, 2011 мы рассказывали о конфликте в магазине “ИКЕА-Парнас” (Санкт-Петербург), где членам профсоюза намеренно не повышали зарплату, лишали их заслуженных выплат и премий и “выживали из магазина всеми возможными способами”. Проблемы начались после того, как несколько сотрудников захотели реализовать свое право на повышение квалификации. Например, одну из работниц взяли на должность повара без должной подготовки. И когда она попросилась на курсы, ей ответили, что она их уже прошла, даже показали некое свидетельство из одного колледжа. Повар обратилась в трудинспекцию, магазину выписали штраф, а работница вскоре получила три выговора и была бы уволена, не защити ее профком.

После этого руководство взялось за предпрофкома - Валерия Кудрякова: он рассказал “Солидарности”, что служба безопасности предприятия удерживала его несколько часов взаперти и заставила написать заявление об увольнении по собственному желанию под угрозой избиения. Однако Кудряков все-таки остался работать, а полтора года спустя (№ 11, 2012) мы писали уже об успехах первички в защите прав сотрудников. Правда, за это время сменилось руководство магазина...

Нечистый прием


Предпрофкома из ООО “Ашан-Мытищи” Павел Манылов тоже столкнулся с серьезным противодействием работодателя (см. "Солидарность" № 30, 2016). В 2015 году возмущенный антисанитарными условиями труда Павел создал профсоюзную организацию, и уже через две с половиной недели был уволен с должности менеджера по закупкам. Вскоре суд восстановил его на работе, но вернувшись, менеджер почувствовал моральное давление и уволился уже по собственному желанию, оставшись руководить первичкой. Делать это, впрочем, нелегко: как утверждает Манылов, охрана не пускает его в магазин, а с руководством удается общаться только через суд. Который, например, в 2016 году решил, что для профсоюзных собраний мытищинские профактивисты вполне могут использовать помещение “Ашана” в городе Аксай Ростовской области...

Разгром и молния


Случались конфликты и в том же “Тандере” (в этом свете символично, что слово переводится с английского как “молния”). Самым известным для наших читателей примером наверняка является история первички распределительного центра Энгельса (Саратовская область). Профорганизацию было решено создать в начале 2012 года. Руководство жестко давило на работников, подписавших за месяц до того коллективное обращение в трудинспекцию. Суть обращения состояла в том, что их права нарушались. Сотрудники привлекались к сверхурочной работе без выплат, предусмотренных действующим законодательством; на другой участок работы их переводили без оформления приказа и сохранения средней заработной платы; компенсация стоимости брака и утиля производилась за счет зарплаты трудящихся. Также применялась незаконная система штрафов, на руки работникам не выдавался расчетный листок с расшифровкой начислений и удержаний (см. "Солидарность" № 5, 2012). Трудинспекция нарушений не нашла, после чего работники решили защищать себя сами - с помощью профсоюза. Всех троих членов профкома, впрочем, быстро уволили с основных мест работы “за дисциплинарные нарушения”.

С переменным успехом профорганизация продержалась на предприятии около двух лет. Она даже инициировала уголовное дело в отношении работодателя за то, что он препятствовал деятельности профсоюза. Но в конце концов эта первичка была, по выражению активистов, “разгромлена”.

 

Илья Гришин



Красная Пенза. Сайт коммунистов пензенской области.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

http://nikitushkinandrey.wordpress.com